По вопросам размещения и участия:
+7 (495) 374 63 38

Кудесник Ли Куан Ю

02.02.2016

Какими были главные слагаемые сингапурского экономического чуда? Виталий Мельянцев, заведующий кафедрой международных отношений Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ло­моносова считает, что Сингапуру очень повезло с географией и в какой-то степени с историей. «Остров Сингапур в свое время был очень нужен Великобритании, которая владела этой территорией с 1819-го по 1959 год, — говорит Мельянцев. — Сингапур расположен в удобном с точки зрения трансокеанских торговых «транзакций» месте, являясь своеобразным буфером обмена между зонами Тихого и Индийского океанов. В то же время в период колонизации в Сингапуре сформировалась торговая буржуазия — люди предприимчивые, с особым складом характера. В обычном обществе эти люди составляют около 4-6 процентов населения, в Сингапуре же их удельный вес был существенно выше».

Еще одним драйвером «сингапурского чуда» была нехватка природных ресурсов, которую пришлось компенсировать интеллектом, дисциплиной и изобретательностью. Сам автор «сингапурского чуда», первый премьер-министр страны Ли Куан Ю говорил: «Мы должны были создать новую экономику, опробовать новые методы и схемы работы, никогда прежде не испытанные где-либо в мире, потому что другой страны, подобной Сингапуру, просто не было».

В 1959 году Сингапур стал самоуправляемым государством в составе Британской империи. Первым премьер-министром страны был избран Ли Куан Ю. Поначалу был взят курс на интеграцию с Малайзией — в 1963 году по итогам референдума Сингапур вошел в Федерацию Малайзия, но уже спустя два года в результате бескровного конфликта объявил о своем выходе из федерации и провозгласил независимость. У новоиспеченного государства было несколько вариантов построения независимой экономики, в том числе и предложенный индийским правительством план экономической реинтеграции с Малайзией. Но Ли Куан Ю принципиально отверг этот план, взяв курс на полную экономическую самостоятельность: «Раз уж Малайзия не желала сохранения общего рынка с Сингапуром, когда он являлся ее частью, то она и подавно не согласится на такие условия после провозглашения нами независимости».

Определенное влияние на Ли Куан Ю оказал голландский экономист Альберт Винсемиус, который совершенно бесплатно делился с сингапурским лидером собственными взглядами на перспективы развития страны. Именно по инициативе голландца при правительстве Сингапура было учреждено Управление экономического развития, которое занялось разработкой принципов модернизации экономики и взаимодействием с инвесторами.

Самой острой экономической проблемой страны, только что обретшей независимость, была безработица.Во время одной из встреч бизнесменов с премьер-министром предприниматели предложили Ли Куан Ю сделать приоритетной отраслью туризм. Ли Куан Ю подхватил эту идею и распорядился создать Совет по развитию туризма, поскольку «туризм действительно способствовал созданию многих рабочих мест и дал средства к существованию многим нуждавшимся».

Еще одним конкурентным преимуществом Сингапура должно было стать его уникальное географическое положение на пересечении трансокеанских маршрутов. В 1968 году Сингапур проводил переговоры с Великобританией о предоставлении финансовой помощи. Бывшая метрополия в итоге выделила Сингапуру 50 млн. фун­тов стерлингов, из которых 12,5 млн. было предоставлено безвозмездно. В ходе обсуждения вариантов использования этих денег и возникла идея масштабной конверсии бывших британских верфей в объекты гражданского назначения. Главная роль в этом процессе отводилась международным инвесторам. Управлению экономического развития Сингапура было поручено привлекать инвесторов со всего мира, чтобы они вкладывались в «постконверсионные» предприятия.

Следующим шагом, по замыслу Ли Куан Ю, должно было стать привлечение в Сингапур транснациональных корпораций, которые, как он рассчитывал, «принесут с собой высокие технологии, использующиеся в крупномасштабных производствах, и создадут множество рабочих мест». Чтобы инвесторы обратили внимание на Сингапур, нужно было создавать соответствующую инфраструктурную базу. Реализовать эту идею стало возможно после того, как Сингапур добился от Японии денежной компенсации в размере 50 млн.  фунтов стерлингов за оккупацию в период Второй мировой войны. На эти средства была достроена промышленная зона Джуронг, заложенная еще в начале 1960-х годов, после чего правительство стало активно выдавать сертификаты на ведение предпринимательской деятельности в этой зоне. Каждый обладатель сертификата освобождался от налогов сроком на 5 лет.

Результат не заставил себя ждать. Уже в октябре 1968 года в Джуронг пожаловала с визитом делегация компании Texas Instruments — одного из крупнейших мировых производителей полупроводников. Гости изъявили желание открыть в Джуронге свой завод. Узнав об этом, в Сингапур тут же с аналогичными намерениями нагрянули эмиссары прямого конкурента Texas Instruments — National Semiconductor. Через некоторое время в Управление экономического развития Сингапура поступил звонок из Hewlett-Packard, тоже решившей построить здесь фабрику. «Джуронг гудел от деловой активности, как улей. Когда мы находили большого инвестора, мы из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему наладить производство», — писал впоследствии Ли Куан Ю.

В 1970 году в Сингапур пришла компания General Electric, построившая целую сеть заводов по производству высокотехнологичного оборудования. Вскоре компания стала крупнейшим работодателем в Сингапуре. «Американские производители электроники создали в Сингапуре так много рабочих мест, что безработица перестала быть для нас проблемой», — признавался Ли Куан Ю. Даже в разгар мирового нефтяного кризиса 1973-1975 годов уровень безработицы в Сингапуре, который стал лидером региона по темпам роста экономики, не превышал 4,5%.

Важнейшим катализатором ускоренного развития страны стало формирование финансовой системы. «Любого, кто в 1965 году, когда мы отделились от Малайзии, предположил бы, что Сингапур станет крупным финансовым центром, сочли бы безумцем», — признавался Ли Куан Ю.

Специфика банковской системы Сингапура заключалась в отказе от центрального банка, который бы осуществлял денежную эмиссию. Вместо ЦБ был учрежден Валютный комитет, под контролем которого сингапурские доллары выпускались в строго ограниченном количестве — они должны были быть обеспечены эквивалентной суммой в валюте иностранных государств. Кроме того, правительство отменило налог на вывоз финансовой выручки, полученной иностранными вкладчиками.

Отдельного внимания заслуживает история создания Сингапурской международной биржи. Представитель британских банковских структур во время переговоров с членом правительства Сингапура обратил внимание своего визави на то, что после того, как закрываются банки в Сан-Франциско, проходит несколько часов, прежде чем откроются банки в Швейцарии.

И что было бы неплохо эти несколько часов заполнить полезной банковской активностью в Сингапуре, где во время этого банковского «мертвого часа» в самом разгаре рабочий день.

И в 1984 году правительство Сингапура учредило Сингапурскую международную биржу, которая почти сразу же была интегрирована с Чикагской торговой биржей. Это позволило «тандему» бирж вести круглосуточные торги: инвесторы получили возможность открывать позиции в Чикаго, а закрывать их в Сингапуре — или наоборот. При этом какие-либо межбиржевые комиссии отсутствовали. К 1997 году объем операций на Сингапурском валютном рынке примерно в три раза превысил размеры внутреннего банковского рынка страны, достигнув показателя в $500 млрд. Сингапурская международная биржа неоднократно получала престижную награду «Международная биржа года», учрежденную лондонским изданием International Financial Review.

Столь отлаженной работе правительственных структур по привлечению инвесторов и финансовых потоков способствовала беспрецедентная кампания Ли Куан Ю по борьбе с коррупцией. Главным антикоррупционным органом правительства Сингапура стало Бюро по расследованию коррупции (Corrupt Practices Investigation Bureau). Согласно поправкам, внесенным в «Закон о борьбе с коррупцией», взяткой стал считаться «любой предмет, имеющий какую-либо стоимость».

Правоохранительные органы были наделены полномочиями проверять персональные данные подозреваемых в коррупции и изучать их личную жизнь. А подозреваемым в коррупции, согласно новой версии закона, считался любой человек, живший явно не по средствам. Результаты антикоррупционных расследований часто попадали на страницы ведущих газет Сингапура. «Нам удалось добиться того, что общественное мнение стало рассматривать чиновничью коррупцию как угрозу обществу», — писал Ли Куан Ю.

В итоге Сингапур набрал достаточную «скорость» для того, чтобы покинуть зону «третьего мира». Более того, Сингапур настолько интегрировался в международную финансовую систему, что в случае возникновения негативных факторов, угрожающих экономике, ему попросту не дали бы упасть ниже определенного уровня. Тем не менее Ли Куан Ю находился в постоянном поиске слабых мест в функционировании сингапурского государства. В сфере экономики таких слабых мест, объективно говоря, было мало, поэтому премьер-министр решил сосредоточиться на совершенствовании социальной политики страны.

В одном из своих телевизионных выступлений сингапурский лидер выразил сожаление, что мужчины с высшим образованием предпочитают жениться на девушках из низших сословий. Значительная часть женщин с высшим образованием оставались незамужними. Данная тенденция, по мнению Ли Куан Ю, снижала «интеллектуализацию» нации, и с этим нужно было что-то делать. Поэтому правительство учредило Службу социального развития (Social Development Unit), задачей которой стало создание условий для общения и установления отношений между мужчинами и женщинами с высшим образованием.

Первым делом правительство предоставило замужним женщинам с высшим образованием ряд налоговых льгот. Кроме того, после рождения третьего и четвертого ребенка родители имели право значительно уменьшить подоходные отчисления. Как результат, в семьях с высшим образованием стало рождаться больше детей, чем это было до введения соответствующих мер. К 1997 году более 60% мужчин с высшим образованием состояли в браке с женщинами с аналогичным статусом — этот показатель удвоился по сравнению с началом 1980-х. Соответственно, и женщины, получившие диплом вуза, стали предпочитать замужество одиночеству.

В 1980-е годы все больше сингапурцев стали уезжать в западные страны. Прекрасно понимая, что удержать их ограничительными мерами не удастся, правительство страны пошло на асимметричный шаг — «утечку» своих мозгов стали компенсировать переманиванием лучших умов из других стран. Наиболее активно вербовали людей из регионов, культурно и этнически близких Сингапуру, — стран Юго-Восточной Азии, Индии, Китая. В результате к началу 1990-х в Сингапур приезжало втрое больше талантов, чем уезжало. «Не будь талантливых иностранцев, Сингапур не стал бы таким преуспевающим государством», — уверен Ли Куан Ю.

За годы независимости Сингапура ВВП страны вырос в абсолютном выражении примерно в 33 раза. С учетом того, что население выросло в 2,7 раза, реальный подушевой объем ВВП вырос в 12 раз! В среднем экономика Сингапура росла на 5-6% в год. Это примерно в 2,5 раза больше среднемирового показателя. «По среднегодовым темпам роста экономики за аналогичный период времени Сингапур намного опережал развитые страны и, пожалуй, входил в тройку наиболее успешных стран», — комментирует Виталий Мельянцев. Например, другой азиатский «тигр» — Гонконг рос в среднем на 4,3% в год, а Япония — на 3,3%. Как результат, в 2011 году Сингапур вышел на пятое место в мире по показателю ВВП на душу населения — $60 тыс., уступая только Лихтенштейну, Катару, Люксембургу и Бермудским островам.

Страна занимает одно из ведущих мест в мире по мощности нефтеперегонной инфраструктуры своих портов. Многие экономисты считают Сингапур страной, обладающей наиболее эффективными финансовыми институтами. Кроме того, Сингапур находится в группе лидирующих стран по количеству международных патентных заявок на душу населения. Это говорит о том, что в стране развита и успешно функционирует наука.

Налог на прибыль в Сингапуре гораздо ниже, чем в большинстве развитых стран, — 7%…


Возврат к списку