По вопросам размещения и участия:
+7 (495) 374 63 38

«Предприниматель подобен гидре»

15.10.2014

«Танчики», опередившие время

Дмитрий Плущевский стал предпринимателем в студенческом возрасте: в 22 года основал рекламное агентство, которое быстро выросло до рекламного холдинга со штатом сотрудников 80 человек. Впрочем, такой масштаб молодой предприниматель не счел для себя достаточным. Свой шанс стать миллионером Плущевский усмотрел в разработке мобильных игр и в 2008 году создал студию DaSuppaStudios. Компании удалось завоевать рынок с помощью игры «Танчики», популярной еще в 1990-х годах на игровых консолях.

Столкнувшись со сложностями в продажах новинки – крупные контент-провайдеры и агрегаторы не хотели распространять игру, поскольку она была «не формат» – в DaSuppaStudios решили продавать «Танчики» напрямую пользователям. «Мы сделали первую в России или даже мире монетизацию по модели free—to—play, по которой сейчас продается большинство игр, — вспоминает Дмитрий Плущевский. – Скачиваешь игру бесплатно, а потом доплачиваешь за полную версию и разнообразные бонусы». В конце 2000-х традиционная модель распространения мобильных игр предполагала предоплату. Сделав ставку на новую систему оплаты, а заодно договорившись с пиратами о распространении игры за комиссию, студия не прогадала: всего удалось заработать на игре более $3,5 млн.

Кризис как предчувствие

Кризис 2008 года Дмитрий Плущевский встретил во всеоружии: «Я знал, что нужно либо работать по-другому, либо избавляться от рекламного бизнеса». Плущевский собрал менеджеров, сообщил, что грядет кризис и нужно подготовиться: переехать из центра Москвы за МКАД, сократить в несколько раз штат и сосредоточиться только на том, что приносит мгновенную прибыль. Менеджеры взбунтовались: «Мы не для того строили пять лет компанию…». Дмитрий Плущевский, по его словам, без сожаления продал топ-менеджерам свою долю, хотя никаких конкретных планов у него не было. Зато была глубокая информированность. «Еще в 2007 году я устроился на работу в крупный региональный ритейлер на должность директора по развитию. Как предпринимателю мне был необходим опыт работы в большой компании. Фактически, я пошел туда учиться». В регионах надвигающийся кризис почувствовали значительно раньше, чем в Москве, что и привело Плущевского к решению выйти из рекламного бизнеса, пока не слишком поздно. В январе 2009 года он сфокусировался на DaSuppaStudios, а оставленная им рекламная компания позднее разорилась. «Предприниматель подобен гидре с множеством щупалец, — философствует Дмитрий. — На месте потерянных конечностей потом вырастают новые. Обычному человеку гораздо тяжелее лишиться привычной опоры и найти другую».

Как проспать шанс всей жизни

В 2009 году Плущевский привлек в DaSuppaStudios нового партнера, Игоря Устинова, владельца издательства компьютерных игр «Бука». Собственных средств для разработки игр компании не хватало, поэтому было принято решение развиваться по издательской модели: разместили заказы у нескольких компаний-разработчиков плюс организовали несколько внутренних проектов. «Компания начала расти, стратегия казалась логичной: у нас выстроена дистрибуция, продакшн, есть аудитория. Бери и зарабатывай». Два года концепция действительно работала. Но в 2011 году в первом квартале в компании увидели «резкое, буквально по экспоненте, падение выручки, которое не объяснялось ничем, кроме того, что людям подарили на праздники недорогие телефоны на платформе Android». Все, кто хотел играть, начали скачивать игры из официального магазина приложений Google Play. «Я просто проспал момент, когда мы могли стать лидером на новом рынке, — признается Дмитрий Плущевский. — Для меня рынок iPhone и Android был рынком нескольких десятков тысяч пользователей. А у меня их было 2 млн». За какой-то год ситуация кардинально изменилась. Перестроиться быстро с производства игр для java-телефонов на игры для сенсорных экранов очень тяжело, но в DaSuppaStudios попытались: сократили персонал, из статуса издателя перешли в статус разработчика, начали выпускать игры, однако топовый продукт, который «выстрелил» бы, быстро создать так и не удалось.

Долина смерти vs Кремниевая долина

«В жизни любого предпринимателя есть период, который называется долиной смерти: после взлета начинается стагнация, когда ничего не происходит, компания не растет, — размышляет Плущевский. — Такое ровное плато. И это самый сложный момент. Вырасти от нуля до единицы – колоссальный труд, но от единицы до ста – еще сложнее. У тебя уже нет той энергии, которая была в начале, накапливаются косяки, проблемы». По мнению Дмитрия, здесь ключевым является внутреннее состояние предпринимателя, когда он должен сосредоточиться на будущих достижениях, ежедневно решая кучу рутинных проблем, «и думая про себя «Нахрена мне все это надо? Пошел бы работать за стабильную зарплату». В DaSuppaStudios был такой момент, но нам удалось его преодолеть», — замечает Плущевский.

В 2012 году он уехал за новыми идеями в Кремниевую долину. По его словам, две недели, которые он там провел, перевернули его сознание. «Самое большое озарение такое: нужно фокусироваться на закреплении успеха. Я всегда заходил на рынок широким фронтом, распылял ресурсы. А нужно было действовать по-другому: нравятся людям «Танчики» — нужно было делать эти «Танчики» на всех платформах. Может быть, War Gaming сейчас была бы моей компанией»…


Возврат к списку